г. Киев, ул. Кржижановского, 4 +38 (044) 494 07 47
Заказать просчет
05.05.2017

Цвета умеют обманывать, или 12 типов метамерии

  • Советы маркетологам

Две ситуации и два цвета. В первой цвета выглядят идентично, а во второй – отличаются. Все дело в метамерии! Бывали в такой ситуации? Или может вам часто приходиться заказывать что-то цветное, например, полиграфическую продукцию? Тогда эта информация как раз для вас!

Википедия говорит нам, что метамеризм – это свойство зрения, когда свет разного спектрального состава может давать эффект одинакового цвета. Метамерия из-за источника света самая известная, но существует более широкий круг обстоятельств, при которых вы можете быть приятно или неприятно удивлены.

Профессионалы, чья работа связана с качественным цветом (дизайн, авторемонт, мода и косметика) особенно должны быть осведомлены о различных типах метамерных рисков. Для остальных же эта статья – способ развлечься и лучше понять чудеса цветов, окружающих нас.

Итак, 12 типов метамерии, которые мы можем встретить в повседневной жизни.

1.      Лампа VS Солнце

Это, пожалуй, самый известный тип метамерии: два цвета, которые выглядят одинаково под одним источником света и различно под другим.

Один из самых страшных примеров – ремонт автомобильной двери. Вы можете уехать из мастерской с полной уверенностью, что цвет вашей двери именно такой, как вы хотели. Но когда припаркуете авто на улице, при дневном свете можете увидеть, что оттенок вовсе не соответствует тому, который вам нужен был. Этому не сложно найти объяснение, но увиденное может шокировать вас.

Этот эффект можно обнаружить на текстиле, бумаге, косметике и банковских купюрах.

1_

2.      Я вижу… Я вижу то, что ты не видишь… (Наблюдатель)

Часто люди – самое слабое звено… нет, не в программе «Слабое звено», а в оценивании цвета. Восприятие цвета разными наблюдателями – действительно увлекательная тема!

Вы скорее всего знаете, что сетчатка человеческого глаза содержит три типа цветовых «колбочек», которые отвечают за передачу цветовой информации. Кто мог бы подумать, что два человека с «нормальным» трехцветным зрением могут отличаться соотношением красного и зеленого рецепторов (79:20 против 51:44). Поэтому два человека, обсуждающие один и тот же цвет могут разойтись во мнениях.

Помимо физических различий и (не)способностей из-за возраста, люди также могут влиять на восприятие цвета психически. Мысли, настроение, стресс, усталость, употребление наркотиков или медикаментов могут повлиять на их решение относительно того, выглядят два объекта одинаково или нет.

Для типографий это типичная ситуация, когда клиент утверждает, что синий или красный цвет вовсе не такой, как он хотел. А менеджер при этом не понимает, в чем проблема. Все же правильно!

Люди также могут натренироваться в оценивании цветов и развить высокую чувствительность к визуальным отличиям. Профессионалы в визуальном контроле качества часто учат описывать разницу в восприятии того или иного оттенка, их яркость, насыщенность и т.д. Каким-то образом такая стимуляция делает их суперкритиками, что имеет как положительный, так и отрицательный эффект в их работе.

2_

3.      Поменяйте угол просмотра, и вы увидите мир по-другому (угловой или геометрический тип)

Восприятие цвета часто зависит от угла, под которым мы смотрим на этот самый цвет.

В природе (ракушки, радуга, мыльные пузыри), текстиле, цветных красках и печатных материалах много примеров цветов, которые резко меняются при изменении угла падения света или просмотра (наблюдения). Совпадение этих цветов – огромная задача. В большинстве случаев их согласование «хорошее» только с одного угла и плохое с других.

3_

4.      Влажный-сухой, или просто добавьте воды

Этот тип хорошо известен в сфере рисования и стоматологии. Можно сэкономить много времени при корректировке цвета, пока краска еще влажная. Но она может отличаться по цвету от высохшей.

Вы мыли когда-нибудь старую школьную доску или смотрели как капли воды окрашивали кусок ткани или бумаги? В большинстве случаев этот эффект обратимый.

4_

5.      Сияющий глянец или сдержанный матовый? Блеск как тип метамерии

В какой-то степени блеск – это особый вид геометрической метамерии, плюс он имеет отношение к влажному-сухому типу. Так почему же мы тогда выносим его как отдельный тип? Потому что в полиграфии выбор глянцевого или матового цвета очень важен. Если вы когда-нибудь пользовались веерами Pantone, то должны были видеть, насколько отличается глянец от мата.

Глянцевый цвет может совпадать с матовым под определенным углом между падающим светом, цветной поверхностью и наблюдателем. Под другими углами они не будут соответствовать друг другу.

5_

6.      Lux – чем ярче свет, тем насыщеннее цвет

Все коты серые в темноте. Вот это новость! Но при слабом освещении вы увидите небольшие отличия в оттенках. А на ярком свету вы уже можете наблюдать их различный окрас.

Способность видеть цветовые отличия напрямую зависит от яркости освещения. Так что при затемненном источнике света можно не увидеть разницу в цвете. А при том же источнике света, но большей мощности, разница становится очевидной.

6_

7.      Размер и расстояние тоже влияют на восприятие цвета?

Тяжело судить о соответствии цветов двух маленьких объектов, например, клубничек, когда они находятся близко к нашим глазам. То же самое и с большими объектами на больших дистанциях.

В чем суть? Два маленьких объекта вблизи могут визуально совпадать. Но если их разместить на расстоянии вытянутой руки, вы сможете рассмотреть их отличия. А если большие образцы находятся на расстоянии 10 метров, вы снова можете увидеть два одинаковых изображения. Этот эффект размера и дистанции – результат соотношения размера проецируемого изображения и пространственного расположения конусов на сетчатке глаза.

Есть и второй дистанционный эффект. Когда два цветных объекта расположены рядом и между ними не остается свободного пространства, наше зрение более чувствительно к маленьким цветовым отличиям. Но эта чувствительность сразу падает, когда объекты находятся в разных концах комнаты, особенно если пространство между объектами имеет контрастный по отношению к ним цвет.

7_

8.      Пейзаж

Даже если мы фокусируемся, невозможно абстрагироваться от других цветов в поле нашего зрения.

Люди и многие животные не смотрят на картину с фиксированной устойчивостью. Наши глаза двигаются по кругу, улавливая интересные части места действия и выстраивая соответствующую воображаемую трехмерную карту.

Эти так называемые «саккадические движения» – причина ряда странных оптических иллюзий.

8_

9.      Временной интервал, или как время влияет на наше решение

Когда нас просят определить, выглядят два цвета одинаково или нет, наше решение зависит от времени, которое мы тратим на его принятие. За долю секунды отличия будут менее критичными, чем за более долгий промежуток времени. Наши глаза и мозг должны привыкнуть к новому набору для оценки.

За короткий промежуток времени цвета могут выглядеть одинаково, тогда как за большее время можно увидеть разницу. Рассматривание пары цветов в течение долгого времени может привести к сомнениям, а усталость сетчатки скажется на следующей паре цветов.

Это особенно важно, когда люди вынуждены оценивать большое количество цветов за короткое время, а также когда люди должны визуально проверять цвета, которые движутся подобно сборочной ленте или конвейерной системе (например, в рулонных покрытиях).

9_

10.  Жизненный цикл цвета

Большинство цветов меняются со временем. Некоторые в течение минут, другие – часов, годов или столетий. Так что два цвета могут совпадать в один момент и отличаться позже (или наоборот).

Кратковременное изменение цвета часто случается непосредственно после получения окрашенного продукта. Связующие могут желтеть, пигменты должны осесть, а чернила могут иметь замедленное поглощение.

Другие эффекты связаны больше с концом жизненного цикла продукта. Мы имеем в виду выцветание и деградацию цвета. Они показывают увеличение разницы в цвете с течением времени.

10_

11.  Влажность имеет значение

Это довольно туманный тип метамерии. Бывает не так много ситуаций, когда цвета меняются из-за относительной влажности. Но есть ряд химических веществ, например, Кобальт или Хлорид меди, которые меняются. Хлорид кобальта остается ярко-синим в идеально сухом состоянии без воды, но переходит в пурпурный с увеличением влажности, а когда относительная влажность достигает 100% – он становится розовым. В интернете есть несколько датчиков влажности, которые обеспечивают цветную индикацию определенного уровня влажности.

11_

12.  Температура и ее воздействие на цвет

Термохромизм – это свойство веществ, меняющих цвет в зависимости от изменения температуры. Есть ряд захватывающих примеров красителей, чернил, красок, жидких кристаллов и полимеров, которые могут переключаться с одной стороны цветовой гаммы на другую всего через пару градусов по Цельсию.

Есть также и более тонкие формы изменения цвета из-за температуры. Множество неорганических веществ показывают обратимый цветовой сдвиг, когда температура повышается или опускается, что может привести к перцептуальным различиям цвета в пределах 5 градусов Цельсия. Это главная причина, по которой контроль качества цвета должен осуществляться в пределах фиксированного диапазона температур.

12_

Как не дать цвету обмануть себя

Заказывая полиграфическую продукции, вы можете обезопасить себя несколькими способами:

  • Очень сложно ориентироваться в цветах по субъективному описанию. Поэтому используйте цветовую библиотеку Pantone или другую, чтобы указать конкретный номер цвета.
  • Если цвета должны точно соответствовать корпоративному стилю, не забудьте воспользоваться брендбуком или поделиться им с дизайнером полиграфии. Обычно в нем указывается каждый конкретный цвет, который должен быть использован в макете изделия.
  • Оценивайте цвет при том освещении, при котором будет эксплуатироваться продукция. Если это наружная реклама, значит выбор цвета должен происходить под дневным освещением. И не обязательно на солнце. Технологии – наше все. Есть лампы, которые точно имитируют дневной свет.
  • Делайте цветопробы. Перед тем, как напечатать полный тираж, необходимо произвести цветопробу. Так вы заранее определите, будет ли соответствовать готовая продукция вашим пожеланиям.

Univest Advertising Production
Андрей Беззуб
Управление полиграфическими проектами

В 7 пункте говорится о влиянии размера и расстояния на восприятие цвета. Важно, чтобы при выполнении цветопробы результат оценивался с учетом этих параметров. Если мы говорим о широкоформатных изделиях, то они обычно рассматриваются с больших расстояний. И этот фактор нельзя упускать. В реальной жизни, к сожалению, это делается редко.

Вот такие 12 типов метамерии и рекомендации, которыми мы делимся с вами сегодня. А может у вас есть дополнения? Тогда мы с радостью почитаем их в комментариях. А если вы не хотите пропустить новый материал, подписывайтесь на обновления нашего блога. 🙂

 

Автор статьи
Анна Чура
Копирайтер Univest Advertising Production

Комментарии:
Елена
26.05.2017

Интересно и познавательно!

Подписывайтесь на обновления
И оставайтесь всегда в курсе событий!